Монастырь Сакья -
сокрытая сокровищница Гималаев
Тибет. Монастырь Сакья.jpg | Тибет. На улицах поселка Сакья.jpg | Тибет. Монастырь Сакья. Внешняя стена.jpg |
---|---|---|
Тибет. Монастырь Сакья. Вход в основной зал собраний.jpg | Тибет. Монастырь Сакья. Махакала.jpg | Тибет. Монастырь Сакья. Монахи.jpg |
Тибет. Монастырь Сакья. Внутренний двор.jpg | Тибет. Монастырь Сакья. Зал собраний.jpg | Тибет. Монастырь Сакья. Зал Собраний. Будда Шакьямуни.jpg |
Тибет. Монастырь Сакья. Библиотека.jpg | Тибет. Монастырь Сакья. Выпавшая рукопись.jpg | Тибет. Монастырь Сакья. Первая комната Дхармапал.jpg |
Тибет. Монастырь Сакья. Вторая комната Дхармапал.jpg | Тибет. Монастырь Сакья. Вайшравана.jpg | Сакья Тридзин. Глава школы Сакья тибетского буддизма.jpg |
Монастырь Сакья находится на высоте 4300 м. примерно в 180 км. от Эвереста. Несмотря на удачное расположение - в 25 км. от дороги, ведущей из Шигадзе к базовому лагерю Эвереста - монастырь Сакья редко посещается туристами.
Попадая в городок Сакья и приближаясь к монастырю, понимаешь, что здесь поддерживается старинная, уходящая вглубь веков традиция, и в то же время в поселке много современных малоэтажных построек, которые как заплаты прикрывают разрушения и рубцы, нанесенные т.н. Культурной революцией. Город Сакья не похож ни на один тибетский населенный пункт: почти все здания в нем выкрашены серой и бордовой краской. (Слово "Сакья" в переводе - букв. "серая земля"). По тибетской традиции, здания храмов обычно красят красной или бордовой краской, а жилые постройки, в т.ч. монастырские кельи - белой.
Монастырь Сакья - главный монастырь загадочной и самой закрытой школы Сакья (или Сакья-па) тибетского буддизма. (Всего их 5: Гелуг, Ньингма, Кагью, Сакья и - с 1977 г. - Бон). Школа Сакья переживала расцвет в XIII и XIV веках при покровительстве юаньской империи (монгольских правителей Китая). В это время школа Сакья была главной школой тибетского буддизма, а город Сакья - административным центром всего Тибета.
Во многих справочниках указано, что монастырь Сакья был полностью разрушен во времена китайской Культурной революции, однако это не соответствует действительности. Большой зал собраний и обширная библиотека, одна из богатейших библиотек в Азии, не были разрушены.
Туристы испытывают шок, когда попадают в комнаты Дхармапал (защищающих божеств) на втором и третьем этажах храма: на стенах и потолках - изображения оторванных человеческих конечностей, разорванных тел, вырванных языков и т.п. Женщинам запрещено входить в эти комнаты (Дхармапалы не переносят крови), но этот запрет зачастую игнорируется.
Рассказывают, что библиотеку, в которой хранится около 90 тыс. рукописей, якобы обнаружили в замурованной стене только в 2003 году. Однако эта легенда вызывает сомнения, поскольку такое огромное количество рукописей вряд ли можно незаметно спрятать и тем более куда-то замуровать.
Библиотека расположена в заднем пределе монастыря, рукописи аккуратно разложены на полках шириной 60 и высотой 10 метров. По внешнему виду можно предположить, что рукописи хорошо сохранились. Самые ценные рукописи датируются эпохой хана Хубилая (вторая половина XIII в.) Большинство рукописей - это буддийские тексты на санскрите или тибетском, но в библиотеке также много книг по философии, светской истории, географии, медицине и даже кулинарии. Некоторые рукописи уникальны, хранятся только в библиотеке Сакья и только в одном экземпляре.
Считается, что выпавшая или сместившаяся рукопись предвещает несчастье, но ставить ее на свое место запрещено.
Глава школы Сакья и настоятель монастыря, Сакья Тридзин, постоянно проживает в Индии.